Фламенко для детей

Данную немного импровизированную статью я написала в ответ на вопросы моих коллег по преподаванию фламенко из разных городов. Поскольку я начинала свой преподавательский опыт с детей, то есть о чем рассказать. У меня даже уже существовала ранее статья об особо одаренных детях, размещенная на другом сайте несколько лет назад. А сейчас немного поговорю об общих особенностях преподавания фламенко детям.
 

 

Предисловие


Говоря о преподавании детям, о детских талантах, о своем опыте, я охотно делюсь всем, что у меня накопилось в этом смысле. Но важно отметить, что я стала учителем не по призванию и даже не в силу обстоятельств, вынуждавших этим заниматься, а так само собой получилось. Поэтому мой опыт - это не какой-то универсальный метод или высочайший уровень, это именно опыт, который сложился из моей, возможно, уникальной ситуации. У меня два высших образования в очень хороших и очень профессиональных ВУЗах (СПбГУ и СПбГАТИ), но я их получала просто потому, что я хотела иметь знания и возможности высокого уровня. Если бы я ставила для себя целью быть руководителем детского ансамбля, то я бы закончила, вероятно, что-нибудь попроще. Возможно, что как раз "попроще" - это и не есть правильный ход мыслей для детского педагога и педагога вообще, но просто речь о том, что я изначально ставила себе цели куда более сложные, а потому и получала образование такого рода. Я хотела быть артисткой, хореографом-постановщиком и специалистом по испанской культуре, это было для меня первостепенным. Для меня важнее всего создавать театральные работы. Поэтому преподавание было, и даже скажу, остается для меня если не второстепенным, то дополнительным видом деятельности. Хотя в силу обстоятельств оно часто становится чисто по количеству основным.

Так мой детский ансамбль, который стал первым коллективом испанского танца в нашем городе, возник у меня по сути сам собой как своего рода побочный эффект моего увлечения всем испанским и желания помочь родной школе с организацией концертов и вечеров с уклоном в испанскую культуру. Учителем я стала, потому что первые танцующие дети вокруг меня появились еще в то время, когда я была школьницей. Поэтому когда я была уже студенткой, я продолжила возвращаться к этим детям в школу, из них постепенно и сформировался мой первый ансамбль. Я сначала и не думала, что история этого коллектива растянется на 14 лет.

Таким образом, мой опыт, хоть он и овеян всяческим признанием и наградами, не может лично мной восприниматься как некий абсолютный образец. Скорее, я просто могу рассказать, как и что бывает в жизни, какие могут быть трудности, ошибки и какого успеха можно добиться в той или иной ситуации.

И когда возникает такой контекст, как преподавание фламенко детям, то первый вопрос, который по идее тут должен возникнуть - это чем отличается преподавание фламенко детям от преподавания его же взрослым.

Сначала расскажу о самом банальном. В подборе основного материала разница не так уж и велика, и тех, и других необходимо научить одним и тем же простым основам, познакомить с культурой фламенко. Но надо учитывать возраст и восприятие. В свое время я начинала учить детей с первого класса, то есть с возраста семи лет. Взрослые ко мне приходят тоже разных возрастов и с разным уровнем подготовки и разным восприятием. Но с детьми приходится адаптировать материал в зависимости от возраста. Например, чем младше дети, тем меньше надо перегружать их вербальной информацией и сложными объяснениями. Для них нужно давать движения если не самые простые, то хотя бы разложенные на простые элементы, которые можно постепенно соединить. Эти движения должны быть максимально понятны внешне, потому что дети младшего школьного возраста, скорее будут что-то перенимать на уровне образов, нежели на уровне слов "правая нога шагает по диагонали, левая рука в третьей позиции". На самом деле и не каждый взрослый легко воспринимает такие объяснения, но дети в целом более образно воспринимают движения и чаще взрослых интуитивны.

Это не значит, что детям совсем не нужны названия элементов или не нужно обращать внимание, где левая и правая сторона. Но говорить об этом стоит так, чтобы слова помогали, а не усложняли понимание задачи. И если вносишь в урок какое-то умное слово вроде "компас" или "позиция", то надо объяснить понятным простым языком, чем эти слова так важны. Эти базовые понятия должны очень хорошо запомниться опять же на наглядных примерах, что опять же и взрослому человеку нужно, но уж ребенку это должно преподноситься особенно доходчиво.

Дети же постарше, особенно подростки уже многое способны усваивать не только наравне со взрослыми, но подчас и куда быстрее взрослых.

 

Ну, и еще одно золотое правило: занятия должны быть ДОБРОВОЛЬНЫМИ! Фламенко — сложный вид искусства, который насильно навязывать — совершенно неблагодарный труд. Можно проводить пробные уроки, стремиться заинтересовать этим детей, чтобы они пришли в итоге к постоянным занятиям. Но учить столь сложным вещам против желания детей — это плохая идея.


Но все это я говорю о по сути очевидном... Ведь обычно большинству ясно, что детям нужно адаптировать информацию и что детям нужна свобода выбора при посещении кружков и студий.

Поэтому расскажу о разнице между взрослыми и детскими аспектами обучения, которые не столь бросаются в глаза и уже в большей степени относятся к моему личному опыту.

 

«Физики и лирики»

Я уже выше сказала, что восприятие детей более образное и интуитивное, чем восприятие взрослых. Это связано с естественными процессами развития: самый маленький ребенок усваивает необходимую информацию через подсознание, он учится говорить, просто слушая речь окружающих людей, он учится ходить, улавливая нужные ощущения без каких-либо объяснений на словах. Поэтому с одной стороны маленькие дети еще с трудом понимают сложные вещи, где требуется логика и опыт, но с другой стороны способны интуитивно что-то уловить, просто подражая другим людям. На этом интуитивном подражании и осваивают фламенко испанские дети, которые растут среди танцующих, играющих и поющих взрослых, а также детей постарше, с которыми они вместе делают свои первые шаги в танце. Им никто в начале не рассказывает про то, где в компасе акценты, в какую сторону надо отодвинуть бедро, как взмахнуть рукой и нахмурить брови. Ритм, характер и движение входят в малыша естественным путем без лишних мыслей.
Иронично скажу: в танце вообще довольно вредно много думать логически... Ну, если посмотреть на тему под определенным углом и вспомнить слова многих великих артистов о творческом процессе.

Поскольку я человек интуитивного типа и начинала как самоучка, опираясь сперва только на свое чутье, я начала свое преподавание через попытку передать это чутье детям. Постепенно от довольно спонтанных экспериментов я переходила к некоей системе, в которой интуитивность смешивалась с логическим разбором элементов танца. Чем дальше я работала, училась у опытных хореографов, тем больше уходила от интуиции к логике, и подчас я вовсе отказывалась от всего интуитивного. Поэтому у меня с одной стороны есть свои методы и разработки, но с другой стороны я сама ими отнюдь не всегда пользуюсь. И связано это, прежде всего, с тем, как я чувствую и воспринимаю конкретную группу учеников, будь то взрослые или дети. Если я вижу в группе очень серьезный разрыв по возрасту или восприятию детей, если я вижу много зажимов, либо отсутствие готовности к каким-то экспериментам, я лучше буду учить "логично". Но чем больше я замечаю креативности, свободы в пластике, понимания и контакта, тем скорее перейду к интуитивным подходам, с которых я когда-то начинала и которые принесли мне самые лучшие результаты именно в обучении детей. О взрослых разговор отдельный.

Что такое подходы "интуитивные" и "логические" в моем случае?

"Логические" подходы - это более традиционные способы передачи информации, когда ты раскладываешь движение на элементы в подробностях, соединяешь движения рук и ног поэтапно, объясняя опять же детально, где локоть находится на счет "раз", а где он же на счет "три", как скоординировать движения рук и ног. В общем "логическое" - это систематизированная информация, разложенная по полочкам во всех деталях.

"Интуитивные" подходы - это когда ты не предлагаешь ученику тщательно обдумать каждую деталь движения, а предлагаешь ему это спонтанно почувствовать. Например, после выполнения каких-то упражнений перейти к разминке в духе "попробуй повторить как можешь". То есть сначала работаем с помощью логики, учимся правильно выполнять какие-то элементы, а затем отключаем весь этот подробный самоконтроль и двигаемся так, как получается здесь и сейчас. При этом, например, я ставила музыку с более-менее понятным ритмом и ярким настроением и делала движения танца от более простых к сложным, повторяя каждое по несколько раз, а ученики повторяют за тобой так, как уловили. Нет времени на какое-то обдумывание и никаких оценок из серии "правильно/неправильно". Просто делай, как понял, глядя на учителя. Тут учителю важно затрачиваться на этот немудреный танец эмоционально, иногда сделать ближе к второй половине задания что-то неожиданное и подкинуть тем самым ученикам еще большую пищу для спонтанности и попытки чувствовать танец свободно, ловить его настроение, характер. В задании должен быть элемент игривости, диалога в танце между учителем и учениками.


Дальше интуитивность переходит к еще более свободной импровизации уже не вместе с учителем, а отдельно, когда дети становятся в круг, хлопают, и все по очереди выходят импровизировать свой фрагмент танца, как понял и почувствовал. Естественно, не нужно задавать при этом сложные задания типа fiesta por bulerias, к таким высотам нужно прийти позднее, а начать можно с любой румбы, под которую дети сначала имеют право делать, что хотят, используя по возможности движения, какие каждому лично запомнились на уроке. Это должно снять зажим и помочь включить спонтанность, фантазию и эмоциональное раскрепощение. Кривые руки, неритмичные ноги - на все придется сначала закрывать глаза. Потому что первостепенная цель - раскрепощение. Постепенно можно учить включению необходимых базовых элементов в танец, понимать простейшую традиционную структуру, стремиться к ритмичному исполнению танца.

 

Структура занятия

Какова базовая структура урока? Я придерживаюсь примерно одинакового сценария урока как для детей, так и для взрослых. Повторюсь, разница в основном лишь в сложности материала и его подаче.

1. Разминка для рук (я использую собственный комплекс упражнений, который я разработала много лет назад). В нее входят несколько разогревающих и укрепляющих упражнений для всей руки, для корпуса и для кисти, особое внимание уделяется пальцам и запястью. Последние упражнения - это моя собственная находка, которая помогает развивать мелкую моторику, укрепляет кисть и помогает сделать растяжку в довольно непривычных частях ладони, пальцев, запястья и всей руки.

2. Флорео в разных вариантах от базы, когда "раскрытая" кисть вращается внутрь и наружу, затем вращается, используя собирание кисти в кулак, собирание пальцев "веером", соединение разных пальцев в характерных сочетаниях по-женски и по-мужски. Несколько брасео (выборочно в зависимости от того, какие брасео уже умеют делать ученики). Например, начинающие учатся сперва позициям рук и перемещению рук из позиции в позицию.

3. Если я использую "метод интуиции", то здесь может быть задание на повторение несложных элементов танца за учителем в режиме "повторяй, как можешь". Игра, эмоциональность, ирония, как тут уже было сказано, здесь очень пригодится.

5. Разминка для ног (дробная). Включает все базовые удары, соединяем их в базовые сочетания по два удара и в триольные комбинации. Естественно, что комплекс упражнений расширяется по мере освоения материла, плюс к тому сначала все делается максимально медленно, потом учимся ускорению. Данную разминку я в любом месте могу прервать для того, чтобы разобрать какой-то из ударов или какое-то сочетание, чтобы сделать их технически правильно. В зависимости от группы и выделенного на уроки времени в разминке для ног также могут присутствовать упражнения для укрепления ног, упражнения на баланс и т.п.
Сами задания по дробям я упрощаю или усложняю по обстоятельствам. Потому что если в классе плохой пол или иные причины, когда я не хочу нанести вред ученикам, то все, что касается дробей - сокращается или вовсе исключается из урока.

6. Изучение фрагментов танца с дробями. Для начинающих это обычно наиболее простая эскобилья в медленном темпе, которую можно изучать частями, тщательно просчитывая, пропевая, обращая внимание на слитность или "отрывистость" каких-то сочетаний, на акценты, на удары, которые занимают целую долю ритма и т.п. Чем младше дети, тем дольше они могут осваивать самые простые вещи, поэтому учитывая этот момент, не нужно бояться многократного повторения одних и тех же вещей. В этой части урока дети и знакомятся впервые с понятием "компас", и сначала мы его считаем и проговариваем, слушаем музыкальные примеры и считаем под музыку, потом учим дробь, которую надо на компас "уложить", потом учимся считать компас внутри конкретной дроби, потом постепенно соединяем с музыкой медленной и позднее, по мере освоения элемента, с более быстрой.

Постепенно из этой базовой эскобильи мы двигаемся к фрагменту танца, где появляются все новые элементы от простых к сложным, появляются какие-то несложные движения руками, например, с юбкой. В общем, эта часть урока подразумевает изучение танца с дробями, его структуры, ритма и движений.

7. Изучение элементов севильяны. Опять же от базовых шагов и брасео к полной хореографии каждого куплета из четырех. Кстати, брасео и флорео севильяны начинаем разбирать и делать уже в начале урока, где используется брасео).

8. Опять же, если используется "метод интуиции", то в конце урока устраивается общая импровизация, когда участники стоят в кругу и по очереди выходят потанцевать. Эта часть урока может начинаться объяснением каких-либо заданий, которые надо выполнить внутри импровизации. Например, каждому использовать какое-то движение плечом или крикнуть "оле". Тут все может варьироваться во множестве игровых элементов. Очень важно самому учителю танцевать в этой импровизации и подавать живой пример, можно с кем-то по настроению станцевать вдвоем, как бы создавая диалог в танце.

Плюс на начальном этапе важно говорить о том, что "мы учимся танцевать правильно, но в этом задании мы не оцениваем ошибки и недочеты". Дети должны научиться получать удовольствие от импровизации и не думать о том, что их немедленно начнут оценивать и поправлять. Пусть это будет для них сначала чистым развлечением, но в процессе можно подать нужный пример и дать импульс где-то к подражанию, где-то к проявлению собственной фантазии.

Чаще всего импровизировать охотно соглашаются дети младшего возраста, например, семилетние. Они обычно ждут эту часть урока с нетерпением. Но если в группе начинающих дети существенно старше, например, подростки, то они могут очень сильно стесняться или не понимать, зачем их заставляют нелепо выглядеть, исполняя танец, который не выучен, а спонтанен. Поэтому здесь нередко приходится либо отказаться от этой затеи до лучших времен (не все готовы к этому психологически), либо дать некую опору: например, некие движения, которые надо каждому протанцевать по очереди, но сделать каждый раз немного по-разному, где-то мягче, где-то резче, то есть проявить себя не так, как предыдущий участник.

 

Как видите, никаких особых секретов и хитростей в описанном выше нет. Скорее, во всем этом надо научиться быть достаточно органичным, чувствовать учеников, вдохновлять их. А для этого нужна практика, желание и чуточку вашего чутья. Я бы назвала это так, не углубляясь в дебри психологии.

И если говорить о взрослых учениках, то с ними подобные задания на импровизацию идут сложнее всего, зачастую это превращается в жуткую комедию или неловкость. Поэтому тут надо исходить от обстоятельств. Людям постарше нередко просто не нужны такие вещи, они предпочитают просто учить танцы, и соответственно навязывать им подобные задания может оказаться бесполезной затеей. Важно учитывать атмосферу в группе, желания, приоритеты и возраст учеников.

И возвращаясь к детям, важно обсудить тему возраста для начала занятий фламенко.

 

В каком возрасте начать и что ограничить?

 

Фактически единых рецептов нет. Самый младший ребенок, который у меня занимался, был пятилетним. Но это был ребенок способный, который отлично прижился в группе.

Когда я руководила детским ансамблем в школе, то дети начинали заниматься с семи лет, то есть с первого класса.

Но тут важно снова вспомнить, что фламенко - сложный вид танца. И зачастую успешнее дело пойдет, если начать заниматься с детьми где-то лет с 9-10, а еще успешнее это будет, если эти дети ранее занимались хотя бы какими-нибудь танцами. Особенно хорошую базу дает классическая хореография. И вообще идеально, если параллельно с уроками фламенко дети еще посещают уроки классики, занимаясь у станка.

Но такое идеальное положение вещей, как мы знаем, не всегда возможно. Поэтому в рамках уроков фламенко приходится объяснять хотя бы самое простое: что из себя представляют позиции ног, как шагать с носка, как вытянуть стопу, если выполняется движение, где нога отрывается от пола, и т.д. Все эти навыки, которые вырабатывает классика, обычно с трудом прививаются у детей, которые танцами никогда не занимались. Поэтому, увы, подчас приходится мириться с тем, что идеала достигнуть удается не со всеми, а либо с очень способными детьми, либо с хорошо выученными где-то до этого.

Что касается ограничений по возрасту, то если посмотреть на испанских детей, мы поймем, что они начинают танцевать по сути с младенчества. Никто не запретит пятилетнему цыганскому мальчику выстукивать сложные дроби, если он может это делать.


Но поскольку дети растут, позвоночник у всех разный, здоровье - тоже, то надо во-первых предупредить родителей детей, что они должны проконсультироваться с врачом по поводу возможности занятий такими танцами, во-вторых не стоит слишком налегать на дроби с младшими. Пусть это будут дроби в разумном количестве и в том темпе, с которым они справляются, нет необходимости быстро переходить к скорости, существенным нагрузкам. Важнее, чтобы дети научились правильно ставить ноги, правильно улавливали ритм в медленном темпе, а научиться сложной технике они еще успеют.

 

Для того, чтобы все что-то танцевали на начальном этапе есть отличный материал - севильяна, танец без дробей. Если ребенок семи лет выучит за пол года или год хотя бы один куплет севильяны - это уже неплохой результат. Если попались способные дети, и дело идет быстрее и успешнее, то учите дальше, плюс сочиняйте другие танцы, адаптированные под их возможности.

 

Сложности фламенко

Родителям нужно сразу дать понять, что танцы, которым мы учим - непростой материал. Нельзя это сравнить с тем, как в каком-нибудь другом кружке детского танца все подпрыгивают и машут ручками в такт песни «В траве сидел кузнечик». Фламенко даже в адаптированном варианте сложен для координации, сложен по ритму и пластике, его нельзя запросто освоить за месяц или даже год, поэтому на начальном этапе важны такие-то навыки, а не способность выдать целый номер для гостей на Новый Год.

Обычно дети способны понять простейшие ритмы хотя бы с грехом пополам, считать и хлопать, считать и шагать в музыку приходится подчас долго и упорно, но все же при этом достичь результата. Однако встречаются изредка случаи, когда ученик совсем не слышит ритм, не понимает, и сколько ты не разжевываешь те же "раз-два-три" в севильяне, а он все делает мимо. И так продолжается много уроков подряд, а остальные ученики тем временем вынуждены мучиться, сбиваться и бесполезно ждать, когда же он поймет, что делать. Увы, такие случаи полной непрошибаемости хоть и крайне редко, но встречаются. И тут, увы, путь один: подсказать родителям, что будет всем лучше, если ребенок займется для души чем-то другим или будет отдельно заниматься развитием чувства ритма. Такому ученику нужно либо запастись терпением и попытаться развить ту базу, которая у него на данный момент отсутствует, либо отказаться от затеи. Существует расхожее мнение, что чувство ритма в отличие от музыкального слуха можно развить. Спорить с этим не стану. Но стоит учесть, что мы говорим о фламенко, о том виде искусства, где ритм представляет собой тему повышенной сложности. И пока иной ученик будет развивать в себе способность считать «раз-два-три», попадая хотя бы в ритм севильяны, может уйти такое количество времени, что это может оказаться неоправданным в ситуации, когда это время можно потратить на что-то, что ребенку понравится куда больше. К тому же едва ли многим понравится ситуация, когда ты год или два вымучиваешь элементарное, пока другие уже разбирают контратьемпо в 12-дольном компасе. Тут надо либо смириться и танцевать то, что тебе по силам на данном этапе, либо оставить затею.

 

 

"Звезды"

Если везет на талантливых детей в группе, то нередко и в этом случае надо предложить родителям какой-то индивидуальный путь. Потому что занимать талантливого ребенка ерундой, если он может сделать гораздо больше - не лучший путь для его развития. Здесь хороши будут индивидуальные уроки. Дополнительные к общим или вместо общих - это решать вам по ситуации. Позаниматься же лишний час с талантом - удовольствие для учителя и отличная возможность для ребенка проявить себя.

Повторюсь. О детях особо одаренных у меня есть отдельная статья, написанная несколько лет назад, которая размещена по этой ссылке: http://www.amor-dancer.com/#!Воспитание-творчески-одаренных-детей/

 

Ответы на вопросы коллег:

 

Начала я писать эту статью на основе вопросов, которые мне задали Вконтакте. И многие из них я решила так и оставить как конкретный список вопросов и ответов на них:

Как детям доносить смысл разных жанров фламенко? Чем различаются тангос и румба, севильяна и фанданго?

Прежде всего я чисто по опыту могу сказать, что всему свое время. Дети не всегда готовы к какой-то информации, она к ним, скорее, приходит теми порциями, которые подсказывает жизнь. То есть вот сегодня начали учить что-то, возникает сам собой вопрос, что это за танец, где и как его танцуют, какой он по характеру. К этому обычно добавляешь понятными словами, что во фламенко есть разные виды танцев и что с каждым связано что-то свое: настроение танца, быстрый или медленный темп и т.д. Бессмысленно заваливать детей слишком длинными рассказами о чем-то без наглядной ситуации. Поэтому для начала достаточно дать понять, что есть много танцев, и что они разные, но строятся по ряду общих правил, которым мы и учимся постепенно.

А вот когда уже доходишь до ситуации, когда ты показываешь, каков 12-дольный компас в танце алегриас, то можно поставить музыку и предложить вместе посчитать, потом поставить для сравнения булериас и посчитать самому, показывая, как может отличаться музыка и те же 12 долей в другом жанре.

Отдельно хочу сказать о терминологии: с одной стороны я не сторонник заваливания детей кучей иностранных слов, можно сказать, что есть испанское название, но по-русски это можно назвать так-то. Потому что сходу многие все равно могут не запомнить хитрое словцо и потом будут перевирать его на все лады. А очень важно произносить испанские названия правильно. Ибо это показатель некоего качества, бережности по отношению к культуре танца. Поэтому с моей точки зрения для начинающего лучше уж называть какую-то вещь по-русски, например, "пятка" или "каблук" вместо "такон", нежели потом мучительно вычищать неверно усвоенные испанские слова. Все можно выучить постепенно.
А еще в русском фламенко-обиходе сложились жутко неуклюжие "народные" термины как бы испанского происхождения. Например, слово "стили". То, что в испанском языке называют estilo или palo в русском языке "стилями" называться по логике русского же языка не может. Это просто плохая калька с испанского, как говорят лингвисты. Вот фламенко - это стиль, мудехар - это стиль, барокко - это стиль. Потому что слово "стиль" в русском языке подразумевает внешние признаки какого-то целого направления, но не разновидности отдельного танца. Вы же не говорите о вальсе, как о стиле. Не называете стилем польку или краковяк какой-нибудь. Хотя вариантов этих танцев может быть много. Вот также и солеа или севильяна - это не стили (само по себе множественное число в этом существительном звучит топорно). Поэтому солеа и севильяну можно назвать либо как в статьях испаниста-фольклориста Анатолия Гелескула «песенно-танцевальная форма», либо словом попроще «жанр танца», «вид танца».
Поэтому в моей работе в классе, как с детьми, так и со взрослыми, да и вообще в моем лексиконе слово "стили" начисто отсутствует, а примерно до 2000-х годов его и вовсе не было, по крайней мере, не слышала о нем, к счастью.

 

 

Как давать теорию, расширять кругозор, ведь взрослые мало что знают о фламенко, а дети и подавно?

Я пробовала разные пути. В том числе вводила отдельные теоретические уроки. Тут беда в том, что не всегда это позволяет расписание, плюс не всегда ученики хотят проводить время за теорией, пусть даже с просмотром видео. Ну, есть такой эффект: прийти отрабатывать танец - важно, а все теоретическое как будто второстепенно. Поэтому если речь об обычном любительском кружке, то я пришла к тому, что нужно просто в разумном количестве включать теорию в процесс танцевального урока (делать лирические отступления и рассказывать о необходимых вещах), плюс иногда совместно смотреть видео. Например, учим севильяну - смотрим фильм Сауры про севильяны, смотрим видео с ярмарками и праздником Богородицы Росио, чтобы дети увидели разницу между различными стилистиками севильяны, поняли, как она может применяться в разных случаях, как танцуют в Испании дети и почему они танцуют так естественно. Обычно один такой урок производит впечатление надолго, а занятие конкретным танцем становится более осмысленным. А вот занятия теорией постоянно и глубоко - это лучше делать с избранными. Дети в массе к такому часто не готовы. И это зависит от ситуации. Например, в школе с углубленным изучением испанского языка, мне было проще всех занять теорией, посадить раз в неделю всех в классе с телевизором за парты. А вот в ДК, где время строго дозировано, а условия существенно скромнее и далеки от испанской культуры, с этим аспектом куда сложнее.

Одно могу сказать: теория хотя бы минимальная - необходима. Иначе все лишено смысла, превращается в полную профанацию. Просто стоит понимать, что маленькие дети - не взрослые, и им не нужны скучные лекции, нужно объяснять им базовые представления о культуре изучаемого танца простыми понятными формулировками и по возможности с наглядными примерами.



Как добиться, чтобы сознательно относились к чистоте движений?

От детей иной раз ничего невозможно добиться. Им надо объяснять, в чем смысл какого-либо старания. Наглядно показать, как красиво выглядит то, что выполнено чисто, и как неуклюже это будет, если этого никак не добиваться.

Но если ребенок не хочет стараться - его не заставишь. Точнее, я не сторонник насилия. Танец - это даже не математика с русским, чтобы заставлять. Поэтому если в ответ на твои регулярные объяснения, как надо делать, ребенок их игнорирует и не хочет стараться, то от него есть смысл либо отстать, либо чем-то разбудить его интерес. Иногда этот интерес пробуждается вследствие зависти к соученику, который что-то научился делать здорово, либо при желании выступить на Новый Год у себя в классе перед друзьями и т.д. Но если у ребенка нет азарта и интереса к танцу, то он едва ли будет стараться.

 

И тут надо принять факт: все никогда не будут все делать одинаково, кто-то будет работать лучше, кто-то хуже. Скорее, важно добиться во-первых результата от способных и активных детей, которые стимулируют активность и всех остальных, плюс постараться добиться какого-то общего среднего результата ото всех. Но повторюсь: не насилием, а показывая ненавязчивые примеры того, как хорошие результаты могут приносить радость и себе самому, и окружающим.


Например, готовишь открытый урок и выбираешь задание попроще, которое могут выполнить все, но к этому добавляешь задания посложнее для тех, кто может больше.
Ведь есть и еще один момент: есть такие дети, что усваивают движения с таким трудом, что для них научиться шагать в нужную сторону и с нужной ноги - уже подвиг. Поэтому на них тоже нет смысла давить, пусть такой ребенок выучит столько, сколько способен на данном этапе. Лучше похвалить за пару шагов в правильном направлении, чем дать ему понять, что он тупой и ничего не может. Часто такие дети постепенно сами осознают, хотят ли они этим заниматься и преодолевать все новые барьеры. Поэтому наше дело дать попробовать, научиться посильному и постепенно прийти к осознанию, надо тебе это или нет.


Сейчас я говорю о группах, где мы учим совсем любителей. Когда ситуация такова, что какие дети пришли, таких учить и будешь. Когда же группа из более-менее отобранных детей, ситуация существенно меняется.

Обычно способные дети и сами быстро улавливают разницу между тем, что хорошо и тем, что плохо. Со способными бывает иная проблема. Дети, которые схватывают материал быстрее, часто дают себе расслабиться и почивать на лаврах. Бороться с этим очень сложно в том плане, что слова могут оказаться бесполезны. Тут, скорее, надо просто цепляться к деталям, требовать сделать что-то лучше, сложнее, давать разные задания, чтобы азарт полностью не остывал, чтобы такие способные дети не сильно расслаблялись и не начинали скучать, полагая, что они уже все выучили и им нет смысла бесконечно повторять одно и то же.


Позволять ли на уроке разговаривать (если да, то о чем) или требовать абсолютной тишины?

Я очень лояльна к вопросам дисциплины. И не могу сказать, что это какой-то самый верный путь. Просто это заложено в моей природе, не могу долго быть строгой и подавляющей, я с детьми общаюсь непринужденно, чтобы они себя чувствовали рядом со мной комфортно, доверяли мне. Из-за этого я трачу больше энергии, нежели иные люди, у которых в классе идеальная тишина и все время расписано по минутам. Но вот просто не по мне это, я не способна на это и даже завидую иной раз тем, кто умеет очень крепко всех держать в руках.

 

Был у меня одно время период, когда я работала в школе в основной сетке уроков, и я стала превращаться в кричащего, стучащего по столу и сердитого учителя на манер многих других, дисциплина у меня все равно от этого не улучшалась, а сама я в итоге почувствовала, как это все дурно, как эта профессиональная деформация идет куда-то не в ту сторону. Я от этого ушла и слава богу.

Но если говорить о том, как и о чем общаться на уроке, то я исхожу из ситуации. Например, если некоторые дети начинают болтать во время разминки, когда уже звучит музыка, я могу потерпеть ровно какой-то небольшой разговор, который возник спонтанно, но если болтовня начинает разрастаться, то говорю: "Все, занимаемся делом, хватить болтать". А так разговор ведь может касаться движений танца, если мы их комментируем и, например, шутим, то это придает процессу занимательности, движение обрастает дополнительным элементом восприятия, например, через иронию по отношению к каким-то элементам танца.


Мои нынешние дети очень любят перед уроком или в перерыве рассказывать друг другу истории-страшилки, регулярно втягивая меня в беседу. Я стараюсь все перевести в позитив или в шутку, плюс дать совет не ходить одним в опасных местах, не общаться с посторонними. Вообще дети ведь приходят к тебе на уроки, в том числе воспринимая их как часть досуга. Они устают в школе, часто устают от давления. И им важно находить в студии танца атмосферу дружественную и комфортную. Поэтому учитель, общаясь с ними, создает эту атмосферу.


Как объяснить ребенку, что на конкурс его не возьмут, т.к. он "не тянет"?

Во-первых я не перебарщиваю с конкурсами. Я сторонник идеи, что важнее научиться чему-то хорошо, а соперничать с кем-то, выигрывать призы - это для ребенка зачастую весьма условные вещи. Например, в бальных танцах все подчинено конкурсной системе, так как это спорт. Но фламенко — совсем другая история.


Был у меня опыт организации конкурсов и фестивалей для школьников. И вот когда-то все проходило приятно и увлекательно, а когда-то бывали и "маленькие трагедии", когда две способные девочки соперничали друг с другом, одной из них первый приз не доставался, и это выливалось в истерику. Есть сложные дети, которым очень трудно признать свое поражение даже в мелочах или очень обидно, что выиграла конкретно та соперница. Дети, как и взрослые бывают очень амбициозны и непримиримы. Поэтому иногда лучше их просто не сталкивать между собой. Не говоря о том, что иногда в эту ситуацию включаются родители, которые подогревают амбиции и соперничество детей. А это может быть совсем плохо.

Поэтому если уж идем на конкурс, то выбираем, насколько он интересен, полезен чем-то. Бывает, конечно, и так, что на конкурс тебя гонит начальство, потому что этот конкурс проводит некая важная организация, например. Исходя из ситуации соответственно и настрой. Так есть конкурсы, где лично мне заведомо ясно, что это для галочки. И я и детям говорю: "Это для галочки, поэтому просто надо станцевать хорошо, выигрывать необязательно".

Если конкурс действительно что-то из себя представляет, интересен, познавателен чем-то, то готовимся серьезно. И вот если на том или ином фоне какой-то ребенок не тянет, то тут можно действовать разными путями.

Можно применить подходящий аргумент, который бы не слишком ущемлял ребенка, например: "Ты много проболел, пропустил, и тебе надо догнать". Можно сослаться на какое-нибудь компромиссное решение: "Нам здесь надо выступить вот таким составом, и в этот раз ты не участвуешь, но зато мы тебя возьмем участвовать в такой-то концерт и ты там будешь делать то-то". Но если уж совсем все остро, и дело доходит до профессиональных вопросов, где не может быть обходных путей, то лучше тактично сказать правду. Объяснить, что не всем одинаково дано схватывать все на лету, что есть люди, которые усваивают материал медленно, либо вовсе к чему-то не склонны, но что у каждого есть свои сильные стороны. Надо дать понять ребенку, что это не он ущербен в чем-то, а просто каждому свое. Что его счастье не в конкурсах.

Например, у меня училась девочка, которая была в школе круглой отличницей и знала много вещей сверх школьной программы, талант огромный к учебе. Но при этом в танцах она была напрочь деревянной. Очень старалась, но выглядело это мучительно и жутко. Приходилось потихоньку доносить до нее идею, что это не ее конек. Я ей давала, например, возможность быть конферансье на концертах. Текст (и русский, и испанский) она учила с большим старанием.

Страшнее был случай, когда у меня была девочка, которую очень продвигали родители. Она ходила и на бальные танцы, и на испанские ко мне. На бальных она была всяческим победителем конкурсов, в это вкладывали немалые деньги, всеми путями приближая ее к успеху. Успех в бальных танцах очень относительная вещь, и с фламенко она может быть в полном противоречии. Можно получить золотую медаль среди танцующих пар своего уровня, аккуратно танцуя вальс с хорошим партнером, но фламенко требует вещей специфических, тут все иначе.

Родители стали применять ту же "бальную" тактику и со мной: они шили дочери шикарные дорогие платья, всюду ходили, во всем активно участвовали и постоянно требовали повышенного внимания к ребенку. А у ребенка оказалось слабоватое чувство ритма, слух тоже не лучший, да и пластикой, и артистизмом великим она тоже не отличалась. В общем, ребенок обучаемый, внешне симпатичный, но рядом были дети, которые были настолько ее сильнее, что закрыть на это глаза было сложно. Но я какое-то время закрывала, разрешала ей наравне с такими детьми участвовать в первых рядах, хотя это было задачей не ее уровня. Я даже вынуждена была объяснить другим родителям, что у нас сложилась вот такая сложная ситуация и что я попросту пока не хочу спорить и открыто говорить, что этот ребенок вовсе не является звездой.

Но хорошо ли это было? Я все чаще думаю, что по молодости (а это было очень много лет назад) я допустила ошибку где-то на самом первом этапе отношений. Надо было дистанцироваться от этих родителей еще на том этапе, когда они стали втираться в доверие и тем самым ставить себя и ребенка в обособленное положение, которое создавало конфликт.
Надо сказать, что та ситуация рассосалась постепенно за пару лет. Потому что все чаще ребенок не проявлял себя на том же уровне, на каком были другие.

Первым делом я перестала делать с этой компанией детей групповые танцы, максимум, что они танцевали вместе - севильяны. А сольные номера сами собой давали понять, кто каков. Комментарии и объяснения были уже не нужны. Танцуй, участвуй, но каждый показывает свое. В итоге родители и ребенок стали понимать, что в бальных танцах у них больше преимуществ, и они постепенно удалились с моих занятий. Нужно понимать, что уход иных детей — это вполне нормально. В этом нет какой-то трагичной ошибки, просто каждый должен найти свой путь и не пытаться искусственно поставить себя не на свое место.

 

И еще добавлю, что с годами у меня как-то стало чаще складываться такое положение вещей, что дети сами понимают, что они могут, а что — нет. То есть если ты не выучил танец так, чтобы исполнить его без серьезных ошибок, то сам понимаешь, что тебе его лучше не танцевать. То есть процесс урока, где идет разбор всего, что должно получиться, сам подсказывает адекватное понимание своих возможностей если не для всех, то для многих.

 

А еще этому помогает тот факт, что первостепенной целью ставится научиться танцу, а не выступить или завоевать приз. Каждый раз, если возникает перспектива выступления, то мы вместе с учениками обсуждаем то, с чем мы можем выступить и нужно ли нам участвовать в данный момент. Часто выходит, что дети сами принимают верное решение, нужно лишь подтолкнуть их в нужном направлении. Спросить, например: «А вот готовы ли мы танцевать алегриас целиком?» Не нужно бояться дать им какое-то право голоса, главное решение все равно будет за учителем, но зато дети понимают, что их мнение тоже учитывается.



Какие "морковки" и "пряники" для них существуют (о "кнутах" как-то говорить не хочется)?

Если ребенку не нравится танцевать, скучно учиться и приходится лишь заставлять себя ради желания мамы или учителя, то морковка особо не поможет. Разве что временно.

 

Ну, представьте, будете ли вы хотеть выучить некий танец (который вам лень учить) ради того, что вам подарят новые туфли, сошьют яркое платьице или дадут главную партию? Вероятно, несколько раз это сработает, но если сам танец вам так и продолжает быть неинтересен, то рано или поздно вы от него откажетесь.

 

Я поощряю любое старание всеми доступными средствами: хвалю, если хоть что-то получилось, говорю о предстоящих выступлениях, говорю о достоинствах умения танцевать хорошо и о том, как это производит впечатление на людей. Зачастую я сама становлюсь в пару в севильяне с самым отстающим ребенком, это бодрит во всех смыслах, и если у ребенка хоть что-то становится лучше, тут же это отмечаю и говорю "вот так дальше и делай".

Если кто-то из отстающих что-то смог сделать правильно, я даже могу поставить его в пример: "смотрите, она делает, как надо". В общем, пряники - вещь весьма несложная для того, чтобы догадаться, в какой момент их можно дать. И я не жадничаю на пряники. Но если есть главное - интерес к танцу и желание достигать результатов, то сам по себе результат - пряник, а там, где интереса и азарта нет, происходит вялое движение ослика за морковкой, которое однажды закончится.

И о кнутах: если ребенок из рук вон плохо работает, не старается, то надо так ему и сказать и задать вопрос: а нужно ли тратить на это время? Ведь никто же не держит его в студии танца, этого может хотеть лишь он сам или его родители. Конечно, если дело в родителях, то иногда это может вырасти в длительную проблему, некоторым родителям сложно быстро осознать, что они зря добиваются невозможного.


А если же ребенок говорит, что танцевать хочет, а родители тут не причем, то бывает и так, что он просто не понимает, что именно у него плохо. Например, есть дети, до которых долго доходит, что надо танцевать под музыку и синхронно с остальными. И отнюдь не всегда это признак отсутствия слуха и чувства ритма. Просто ребенок маленький и не понял этой связи, он видит свои действия по-другому, ему кажется, что он делает красиво и быстро, потому что главное - быстро.

Почему-то малышей подчас совершенно завораживает скорость, а все остальное ускользает. Приходится мучительно доносить это до их сознания. А еще ждать, когда к ребенку придут нужные ощущения.

Иногда, как показывает практика, обычное ожидание помогает. Где-то имеет смысл отчасти пустить дело на самотек, пусть делает рядом со всеми, как может, но получает мелкие подсказки время от времени. Постепенно сам дойдет. Вмешиваться можно и нужно, но иногда слишком активное вмешательство может помешать, слишком напрячь ребенка, который в этом напряжении вообще перестанет что-либо соображать. Вообще я сейчас немного ухожу в совершенно отдельную тему: в аспекты восприятия учеников с разным типом темперамента.
Детей, как впрочем и взрослых, со склонностью к интровертности зачастую "отбраковывают", но не всегда это заслуженно. Потому что восприятие у таких учеников где-то может тормозить, но при этом для них просто может быть важно время на усвоение, плюс дозированное внимание.

Когда внимания к ученику слишком много, когда вокруг интроверта хлопочут, чтобы он все понял, он может просто впасть в панику и перестать соображать. Поэтому с т